Инна Чурикова родилась 5 октября 1943 в башкирском городе Белебее, недалеко от Уфы. Родители были родом из крестьян, но оба занимались научной работой. Отец - Михаил Кузьмич, участник Советско-Финской и Великой Отечественной войны, был сотрудником Сельскохозяйственной академии имени Тимирязева. Мать — Елизавета Захаровна Мантрова, доктор биохимических наук.
Когда Инна была еще маленькой, ее родители разошлись и девочка осталась с мамой. Та была заметным ученым, получила звание профессора, и после нескольких переездов, в начале 1950-х они поселились в Москве.
Инна с детства мечтала быть актрисой, при этом осознавая, что внешность у нее далеко не артистическая. Еще в школьные годы она поступила в студию при Театре имени Станиславского. Но дальнейшее актерское обучение далось ей ценой больших усилий.
Инна не смогла поступить в Школу-студию МХАТа (по воспоминаниям актрисы, когда она декламировала на экзамене лирическое стихотворение, члены вступительной комиссии утирали слезы… от смеха).
Не прошла она прослушивание и в Щукинское училище. Только лишь в театральном училище имени Щепкина настойчивую абитуриентку поняли и приняли. Училище Инна закончила в1965 году.
Уже в период учебы Чурикова начинает сниматься в кино. Первое ее появление на экране состоялось в фильме «Тучи над Борском» (1961). Картина была, по сути, антирелигиозным триллером (хотя такая терминология, разумеется, была еще не в ходу) в котором главная героиня попадала в зловещую секту, а затем религиозные фанатики пытались распять ее на кресте.
Следующими работами начинающей актрисы стали второплановые роли в легендарном фильме «Я шагаю по Москве» (1963) режиссера Георгия Данелия, и экранизация сказки «Морозко» (1964) режиссера Александра Роу — здесь Чурикова сыграла роль любимой дочки злой мачехи.
В 1965–1968 годах Чурикова работала в Московском Театре юного зрителя. Параллельно с театром она снимается в кино: появляется в «Неуловимых мстителях» режиссера Эдмона Кеосаяна, «Старшей сестре» режиссера Георгия Натансона (здесь ее партнершей была Татьяна Доронина) и нескольких других картинах.
Поворотным событием в как в актерской карьере, так и в личной жизни Инны Чуриковой стало приглашение на главную роль от режиссера-дебютанта Глеба Панфилова в картину «В огне брода нет». Здесь Чурикова сыграла санитарку госпитального поезда Таню Теткину — застенчивую, некрасивую девушку, обнаружившую в себе необыкновенный талант художника.
После работы над этим фильмом стало ясно, что актриса Инна Чурикова нашла своего режиссера, а режиссер — свою актрису, которую он будет снимать практически во всех последующих фильмах.
А во время съемок следующего совместного фильма «Начало» Глеб и Инна стали мужем и женой. На этот раз Чурикова играла ткачиху Пашу Строганову из провинциального городка. Опять она — обыкновенная девушка с необыкновенным творческим даром. Жизнь дает ей прекрасный шанс — сыграть в кино Жанну Д’Арк. За этот фильм Панфилов получил «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале.
В 1968 Инна Чурикова ушла из ТЮЗа и несколько лет не входила ни в один театральный коллектив. Только через пять лет она получает предложение от режиссера Марка Захарова, руководителя театра «Ленком». С этого времени актриса вновь возвращается на сцену, играет многие роли в спектаклях театра.
В 1978 году в семье Инны Чуриковой и Глеба Панфилова родился сын Иван.
В 1979 году Марк Захаров пригласил Чурикову на роль в двухсерийном телефильме «Тот самый Мюнхгаузен» по сценарию Григория Горина. Эта трагикомическая картина стала настоящим культурным событием того времени - благодаря и сюжету, и великолепной игре целого созвездия актеров: Олега Янковскиого, Александра Абдулова, Леонида Ярмольника, Леонида Броневого, Любови Полищук. Инна Чурикова превосходно сыграла циничную жену барона Мюнхгаузена.
В 1980-х годах Глеб Панфилов дважды экранизировал произведения «пролетарского писателя №1» Максима Горького — в 1983 году он снял драму «Васса» по пьесе «Васса Железнова», а в 1989 году экранизировал роман «Мать».
В обоих фильмах Чурикова играла главные роли, и обе картины получили признание критики. «Васса» удостоилась Золотого приза Московского кинофестиваля 1983 года, а за «Мать» Глеб Панфилов получил специальный приз за вклад в мировое киноискусство на Каннском кинофестивале 1990 года. Первый показ фильма в Каннах завершился двадцатиминутной овацией.
В 1990-е годы Инна Чурикова снялась всего в нескольких фильмах, в основном – авторских, не рассчитанных на массового зрителя. Особняком стояла лишь фейерическая комедия режиссера Владимира Меньшова «Ширли-Мырли» (1995).
В последние годы Инна Михайловна вновь начала много и плодотворно сниматься, правда, чаще появляясь в телевизионных сериалах. Речь не идет о примитивном «мыле» для домохозяек — только экранизации классиков. В 2003 режиссером Владимиром Бортко был снят «Идиот» по роману Достоевского, в 2004 вышла «Московская сага», по мотивам произведения Василия Аксенова. В 2006 году Глеб Панфилов снимает экранизацию романа Александра Солженицына «В круге первом» — разумеется Инна Чурикова получает там одну из ролей.
В 2008 году Чурикова снялась в роли императрицы Анны Иоанновны в одном из фильмов многосерийного проекта «Тайны дворцовых переворотов. Виват, Анна Иоанновна!» - наконец-то с ролей простых женщин великая актриса переключилась на работы, подобающие ее статусу и авторитету в российском кино.
↑ свернуть