Евдокия Федоровна - первая супруга Петра I (1669 - 1731), дочь боярина Федора Лопухина.
Петр I вступил в брак с Евдокией Федоровной в 1689 г. и в следующем году имел от нее сына Алексея.
Воспитанная по старине, Евдокия Федоровна не могла привязать к себе Петра; он с первых же лет супружества часто покидал жену для любимых потех и вскоре сблизился с красавицей немецкой слободы Анной Монс.
Охлаждению к жене содействовала нелюбовь к ее родне Лопухиным, приверженцам московской старины.
Евдокия Федоровна напрасно жаловалась на свое одиночество и в письмах к Петру звала его к себе.
Отправившись за границу в 1696 г., Петр из Лондона просил Льва Нарышкина уговорить Евдокию постричься и тотчас же по возвращении в Москву отправил ее в Суздальский Покровский монастырь.
Архимандрит монастыря не согласился постричь Евдокию Федоровну, за что был арестован; она была пострижена, под именем Елены, лишь в 1698 г.
Евдокия Федоровна только полгода носила иноческое платье, затем стала жить в монастыре мирянкой и, по собственному признанию, вступила в связь со Степаном Глебовым, приехавшим в Суздаль для рекрутского набора.
Вместе с царевичем Алексеем Петровичем она была центром партии, враждебной Петру. Ростовский епископ Досифей пророчествовал, что Евдокия скоро опять будет царицей, и поминал ее в церквах ""великой государыней"".
Другие предрекали, что Петр примирится с женой и оставит Петербург и свои реформы. Все это открылось из так называемого Кикинского розыска по делу царевича Алексея.
В сочувствии к Евдокии Федоровне были уличены монахи и монахини суздальских монастырей, крутицкий митрополит Игнатий и многие другие.
В письме к Петру Евдокия Федоровна во всем повинилась и просила только прощения, чтобы ей ""безгодной смертью не умереть"". Жестоко казнив всех замешанных в деле, Петр по отношению к Евдокии Федоровне ограничился переводом ее в другой, Ладожский-Успенский монастырь.
Затем она была переведена в Шлиссельбург, где, при Екатерине I , содержалась в строгом секретном заключении.
В 1727 г. Евдокия Федоровна поселилась в Новодевичьем, затем в Воскресенском монастыре в Москве; ей было назначено большое содержание, и дан особый двор. Петр II и Анна Иоанновна относились к ней с полным уважением, как к царице.
Умерла в 1731 при правлении императрицы Анны Иоанновны, которая относилась к ней с уважением и пришла на её похороны. Перед кончиной последние слова её были: «Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного». Похоронена в соборной церкви Новодевичьего монастыря у южной стены собора Смоленской иконы Божьей Матери рядом с гробницами царевен Софьи и её сестры Екатерины Алексеевны.
↑ свернуть