Детство
Кулагин Леонид Николаевич родился 7 июня 1940 года в городе Киренске, Иркутской области.
Леонид Кулагин родился в далеком сибирском городке Киренске, Иркутской области, на реке Лене, а потом перед самой школой семья переехала в город Горький, сейчас Нижний Новгород, на родину папы. Так что все его детство сопровождали две великие реки Лена и Волга. Сам Кулагин считает, что мощное женское начало этих рек и определило его дальнейшую судьбу. Женщины сопровождали его всю жизнь, были надежной опорой и, естественно, любовью.
А в театр его привел отец. Он работал электриком в местном драматическом театре, и Леонид после школьных занятий шел к нему - деваться-то было некуда. Мальчик бродил за кулисами, смотрел все подряд спектакли, и тогда же впервые вышел на сцену - в спектакле "Молодая гвардия". Потом эта благодать закончилась - отец ушел из театра, и Леонида перестали туда пускать. Но у них во дворе жил ударник из оперного театра, и он пристроился ходить туда - к десятому классу он знал наизусть все арии и очень неплохо пел.
Однако, к окончанию школы передо ним встала дилемма: учиться дальше на оперного певца или на драматического артиста. Уже тогда Леонид рационально оценивал свои возможности и понимал, что петь так, как Шаляпин он не сможет, но и петь хуже он не хотел - был этаким максималистом, поэтому выбор склонился к театральной студии.
Учёба. На край света
Кулагин поступил в театральную студию при драмтеатре в родном городе и снова вернулся в дорогое его сердцу закулисье, в котором он провел все детство. После окончания театральной студии его оставили там же, в театре Драмы.
Но он тогда был не по годам мудрым и понимал, что так навсегда и останется Леней, тем студентом, который три года болтался на глазах у всех актеров (что с другими его сокурсниками и вышло).
И тут в его судьбу вмешалась женщина… В порыве безумной влюбленности он рванул за молодой красавицей на край света, в Читу. Она родилась и выросла в Ярославле, в актерской семье, там же окончила театральную школу, а потом сбежала от родителей, устроившись в читинский театр. И вот этот театр приехал в Горький на гастроли. Их чувства вспыхнули сразу. Но гастроли закончились - уезжая, возлюбленная пообещала организовать ему вызов из ее театра. И потянулись долгие дни ожидания.
Леонид Кулагин: "Принимать кардинальные решения, срываться с насиженного места, пробивать стену лбом - это не в моем характере, обычно все это за меня делали женщины. Меня даже в Москву вытащила женщина, директор моей съемочной группы Татьяна Никитина, она организовала весь съемочный процесс и просто вызвала меня из Брянска, где я много лет подряд руководил театром. Так что я и сейчас такой же, а тогда, 20-летний мальчишка и подавно - я смиренно ждал телеграммы из Читы". Потом пришла телеграмма: "Приглашаем на работу артистом в Читинский драматический областной театр с окладом 75 рублей".
Первый брак. Липецк и второй брак
Та девушка стала его женой. Они вместе работали в Чите полтора сезона, а потом уехали в Ярославль… Там жизнь не заладилась - они оказались очень разными людьми…
В это время директор Читинского театра переехал в Липецк и стал создавать свою труппу, перетащил некоторых актеров из прежнего театра, и позвал и Кулагина. Это было очень кстати - после развода с женой ему просто было некуда деваться. Тогда он поверил в то, что называется судьбой: очень скоро он женился на актрисе, которая буквально сменила на сцене его первую жену. Когда Кулагин с женой уехали в Ярославль, они разминулись с ней буквально несколькими днями, и вот теперь судьба все-таки свела их. С тех пор они вместе. Порой 365 дней в году были рядом, и на съемках, и на гастролях. Были моменты, когда хотелось куда-нибудь уехать, чтоб отдохнуть друг от друга, но с годами Леонид Кулагин стал чувствовать, что ему все больше и больше хочется возвращаться домой, в семью. И еще он понял, что одиночество лишь тогда хорошо, когда его можешь в любой момент прервать.
Дебют в кино
По окончании театральной студии, Леонид на все киностудии разослал свои фотографии, он был абсолютно уверен в своей неотразимости, потому что довольно с юного возраста нравился девушкам. Первая телеграмма пришла с Мосфильма, от режиссера Андрея Смирнова. Кулагина пробовали на несколько ролей, в конце концов, остановились на комиссаре дворянского происхождения, но потом ему открыли секрет - изначально Смирнов для него уготовил роль "человека с лошадиным лицом", вот так, сразу разрушив все его иллюзии по поводу привлекательной внешности. Судьба этой картины оказалась безрадостной - чиновники углядели в сюжете критику в адрес революционного переворота и потребовали фильм уничтожить, и негативы и оригиналы - все было смыто. И только благодаря монтажнице, которая на свой страх и риск сохранила несколько коробок с пленкой в домашнем холодильнике, через двадцать лет фильм удалось восстановить - но время ушло, и актуальность темы пропала.
«Дворянское гнездо»
Но отдельные эпизоды увидел Михалков-Кончаловский и разглядел в нём дворянина. Очень скоро он получил приглашение на пробы в "Дворянское гнездо" на роль Лаврецкого. Партнёршей его была очень красивая и знаменитая Беата Тышкевич. С ней было легко работать и общаться. Ожидая начала съемок, они порой дремали вместе, вповалку, она учила Леонида петь.
Первый секс символ СССР
Актерские браки обычно не прочные, но Кулагину удалось сохранить семью, благодаря жене. Он ее жутко ревновал, следил на репетициях за ее театральными партнерами - он эгоист в любви. А она вопрос ревности решила предельно просто, она сказала: "Лёнь, делай все, что хочешь, но чтоб я об этом не знала".
Хотя ему это удавалось не всегда. По крайней мере, благодаря тому, что у них с Элей актерская семья, не приходилось оправдываться хотя бы за откровенные сцены на экране - как например, в первом советском эротическом фильме "Осень" 1974 года, где две трети сюжета происходит в постели, а партнёршей Кулагина была Наталья Рудная, тогда жена режиссера фильма Андрея Смирнова.
«Это была тяжелая работа и нравственно, и физически. Мы просто не знали, как снимать подобные сцены, все ракурсы и планы находили опытным путем, Андрей диктовал: "Ну, давайте, теперь перевернитесь, пусть она будет сверху". Да, мы действительно были обнаженные, но никакого эстетического удовольствия при этом не испытывали - это, на самом деле, тяжелый труд, нужно контролировать каждое движение, помнить с какой стороны и каким планом тебя снимают, не забывать еще и лицом работать».
Театр
Кулагин – провинциал со стажем: родился в далеком сибирском городке, играл во многих провинциальных театрах, там же ставил пьесы и только потом перебрался в Москву…
Причем не совсем сознательно перебрался. Это все как-то само собой получилось, его почти силком вытащили в столицу. Он сам не хотел в Москву, никогда не хотел. Он не настолько тщеславен, по его словам, чтобы стремиться куда-то вверх. На съемках "Дворянского гнезда" к нему подошел директор театра, и рассказал, когда ему нужно выходить на сцену театра им. Гоголя. Кулагин полгода тянул резину. То говорил, что надо спектакль доиграть, то на гастроли съездить. Потом сказал, что жить негде. Но в результате все получилось так, как они хотели, и он стал москвичом.
Для него есть разница играть в провинции и в Москве. Кулагин: «Московский зритель искушен, поэтому его все время надо чем-то удивлять. Ответственность в Москве больше. А провинция хороша тем, что там не надо спешить. Понимание роли и текста от этого глубже. Провинциальный зритель, если так можно выразиться, благодарнее, и интерес к театру у него выше. Во времена первого экономического кризиса я оставил Москву и уехал в Брянск - руководить театром. Я считаю, что эти годы пошли на пользу и мне самому, и театру».
Он ушел из театра, проработав в нем в общей сложности 35 лет. Причем, лет 10 пытался это сделать, понимая, что надо уйти. «Дело в том, что я всегда очень чутко ощущал некоего идеального исполнителя той или иной своей роли и понимал, что я так никогда не сыграю. Эти сомнения страшно терзали меня. В 1995 году я наконец решился уйти. И теперь ни за какие деньги больше не вернусь ни в один театр».
Оставив сцену, он решил уйти в режиссеры. К тому времени он подспудно занимался режиссурой в театре. Когда к ним в Театр им. Н.В. Гоголя пришел новый главный режиссер, и Леонид сыграл очень исповедальный спектакль «После грехопадения» Артура Миллера, пришло понимание, что он нашел свою тему: тему больной совести и желания исповедоваться.
А вскоре он уехал работать в Брянск художественным руководителем ТЮЗа. Ведь именно из Брянска он 30 лет назад уезжал в Москву и, как оказалось, навсегда. И вот за время пребывания в Брянске он как бы вычеркнул себя из списка актеров, перестал сам себя любить в этом качестве. И в течение 6 лет он нигде не снимался и в Москве появлялся, только когда приезжал навещать своих: жену, сына, внука...
Сейчас Леонид Кулагин – художественный руководитель Продюсерского центра «Театральное Товарищество», участвует во всех антрепризных постановках как режиссёр и актёр. Самая известная из его театральных ролей последнего времени – адмирала Нельсона в антрепризном спектакле «Леди и Адмирл», который он при неизменных аншлагах играет с Мариной Могилевской и Верой Глаголевой.
Другие работы в кино
Зрители помнят актера Леонида Кулагина и по старым «рыцарским» фильмам «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Черная стрела», «Приключения Квентина Дорварда» режиссера Андрея Тарасова.
Из последних работ актера – роли в сериалах «Оперативный псевдоним», «Красная площадь», «Золотые парни», «Кровавый круг», «Черная стрела», «Волкодав».
Был в карьере Леонида Кулагина и большой перерыв, когда на протяжении шести лет не выходило ни одной картины с его участием. Тем приятнее оказалось появление на канале Россия сериала «Кулагин и партнеры», названного именем исполнителя главной роли.
Недавно опять снялся в роли отрицательного персонажа. В новом фильме «Трасса М-8» он играет мафиози. Его герой – убийца, да еще псих, который мнит себя Наполеоном и постоянно меряет треуголки.
Сериал «Кулагин и партнёры»
Для съёмок в этом сериале Кулагин проходил кастинг, довольно странного для него мероприятия, поскольку уже давно на пробы не ходит. На роль Адвоката пробовались многие, вплоть до настоящего адвоката Кучерены. В результате выбрали Кeлагина.
До этой роли он почти 6 лет не снимался. Сознательно уехал из Москвы в Брянск - художественным руководителем ТЮЗа. В Москве показывался лишь когда приезжал навещать жену, сына и внука. После его утверждения у продюсера вдруг мелькнула мысль: «Зрители от него отвыкли, могут поверить, что за шесть лет Кулагин открыл адвокатскую контору». Поэтому и дали герою его настоящую фамилию. Теперь, конечно, все понимают, что он не сменил профессию. Тем более что видят его в других фильмах и сериалах. Но фамилия в названии осталась. «Не скрою, для меня это было большой честью. Я наводил справки, такого прецедента нет, чтобы именем актера был назван «долгоиграющий» сериал».
Эта роль прибавила ему популярности. Сейчас его не только узнают в лицо, как раньше. Теперь каждый знает, что его зовут Леонид Николаевич Кулагин, а это дорогого стоит. «Теперь, когда меня узнают даже подсобные рабочие в продмагах, можно сказать, что слава, наконец, меня настигла».
Адвокат Кулагин - именно тот человек, который обязательно поможет в трудной ситуации. Это - одна из главных причин, которая удерживает его в телепроекте.
После «Кулагина и партнёров» вышел еще один проект - «Большой Кулагин», который шёл 44 минуты по воскресеньям, в отличие от 24-минутных серий, выходящих по будням. В «Большом Кулагине» у зрителей есть возможность наблюдать сам процесс созревания мысли у адвоката.
Семья
С женой и актрисой Элеонорой прожили вместе уже более 40 лет.
Сын Алексей не имеет отношения к актерской профессии, хотя были у него по молодости попытки к ней приобщиться, но Кулагин их пресек. Одно время сыну очень хотелось все бросить и пойти в театральный, но, здраво поразмыслив, он понял, что сможет обойтись без театра. Сын закончил экономический факультет и работает в одной из фирм.
Внуку Кириллу четырнадцать, уже взрослый. Несколько лет ходил в Дом актера, что на Арбате, занимался в драматическом кружке, где его любили. Пока не понятно, пойдет он в эту профессию или нет…
↑ свернуть