Карпенко-Карый

Карпенко-Карый (Karpenko-Kariy)

Иван Тобилевич
Ivan Tobilevich
Украинский драматический писатель реалистического направления, брат Н.К. Садовского и П.К. Саксаганского.
Дата рождения 29.09.1845
Сайты
Деятельность Артисты, Писатели, поэты
Страны Украина
Поделиться

Биография

Иван Тобилевич родился 29 сентября 1845 года в селе Арсенивка вблизи Елисаветграда (ныне Кировоград) — украинский драматург и артист. Отец его — обедневший шляхтич-чиншевик, мать до замужества — крепостная. Образование получил в уездном училище. В 14 лет поступил на службу писцом. В течение 23 лет был чиновником и долгое время состоял секретарем городской полиции в Елисаветграде, откуда был уволен и сослан за снабжение паспортами революционеров. В 70-х гг. примыкает к украинскому народническому течению, чуждому радикальных социальных идей, занимающемуся изучением истории и этнографии, не шедшему дальше задач вполне легального культурничества.

Рано развивается любовь к театру. Обладая незаурядным актерским талантом, он долгое время однако предпочитал бродячей актерской жизни устойчивое положение чиновника и владельца солидного хутора (полученного в приданое за женой). Только под влиянием семейных потрясений и увольнения в 1883 году Карпенко-Карий поступил на сцену, но в том же году был сослан (вторую половину ссылки он отбывал на своем хуторе).

С 1889 года до конца жизни он не покидает уже сцены и является выдающимся артистом. Писать Карпенко-Карий начал поздно: его первая пьеса появилась в 1883 году, а до нее был напечатан лишь один его рассказ. Карпенко-Карий жил в эпоху, когда под натиском ломавшего все преграды капитализма изживались остатки феодализма, гибло дворянско-помещичье землевладение и шло быстрое расслоение деревни. С одной стороны, вырос и укрепился предприимчивый "хозяйственный мужик", не только весьма искусно грабящий односельчан, но и перехватывающий земли у разорившихся помещиков ("баре горят, а мужики с пожара таскают" — говорит карпенковский персонаж); с другой стороны, быстро пролетаризировалось малоземельное крестьянство. Господство рынка, власть денег углубляли классовые противоречия, формируя новые социальные взаимоотношения. Процесс капитализации и пауперизации деревни и является основной темой творчества писателя. Его возмущают бедствия, которые, как ему кажется, "город несет селу", но о радикальной борьбе с ними он не задумывается.

В своем творчестве выражает лишь настроение и психологию вполне обеспеченного и лояльно настроенного хуторянина-собственника, обеспокоенного надвигающимися бедствиями и растущими хозяйственными затруднениями. Реакция 80-х гг. привела писателя к полной аполитичности. Произведения этого периода проникнуты идеями самоусовершенствования и своеобразным морализмом. Центральной фигурой его пьес становится жадный кулак-приобретатель. Карпенко-Карий великолепно изучил этот персонаж и ярко обнажает, заостряя карикатурной штриховкой, его грубую хищническую природу. Интересно проследить в ряде его комедий и драм последовательный рост "приобретателя". Карпенко-Карий дает яркую художественную историю этого персонажа.

В первых его произведениях — драме "Бурлак" и комедии "Розумний і дурень" — кулаки действуют пока еще в сравнительно скромных масштабах, применяют примитивные формы грабежа; здесь кулак — в стадии "первоначального накопления". В комедии "Сто тысяч" дан кулак-ростовщик — Калитка, — жадно сгребающий вокруг себя земельные пространства ("Ах, святая землица... приобрел бы тебя без счету"). В пьесе "Хазяiн" изображен могущественный аграрий, миллионер Терентий Пузырь.

Не в пример предшественникам, вынужденным еще приспособляться к крестьянину, Пузырь находится в состоянии открытой классовой войны с средним крестьянством и батраками. К услугам Пузыря государственный аппарат и вооруженная сила. На мужицкой земле изворотливый хозяйчик, мелкий кулак, постепенно превращается в крупного хищника-агрария, напролом идущего к своей единственной цели — наживе. Формы эксплуатации, им применяемые, соответственно разнообразятся и становятся все жестче в зависимости от изменения социально-экономической обстановки и обострения классовой борьбы.

Чутьем художника угадывая социальную природу и значение Калиток, Пузырей и Окуней, Карпенко-Карий все же был далек от понимания подлинной их классовой сущности и не сумел противопоставить им сколько-нибудь убедительных положительных героев. Через всю свою жизнь писатель пронес идеалистическую, "от дедов унаследованную" веру в то, что "правда там, где святая природа, где землю орошают трудовым кровавым потом"; характерно, что город навсегда остался ему чуждым, в нем он видел лишь средоточие зла и общественных недугов. Неудивительно после этого, что рецепты справедливой, разумной жизни, реакционны даже для своего времени: его положительные герои рекомендуют напр. "священное писание" в качестве весьма радикального средства для усовершенствования людей.

раскрыть