Его имя связывают с революцией в архитектуре начала XX века. Потомственный архитектор, новатор, основатель собственной школы и целого направления в современном дизайнерском искусстве, Вальтер Гропиус стал достойным преемником творческих традиций своей семьи, оставив после себя многочисленных последователей и учеников.
Вальтер Адольф Георг Гропиус (Walter Adolph George Gropius) родился 18 мая 1883 года в столице Германии Берлине. Он был третьим сыном в состоятельной семье советника по строительству в правительстве Вальтера Гропиуса старшего и его жены Манон Огюст Полин Шарнвебер, чья семья владела поместьем недалеко от Берлина. Род Гропиус давно славился своими творческими корнями: к примеру, прадед Вальтера Иоганн Карл Христиан Гропиус был совладельцем фабрики шелков Gabainschen, а его сыновья, получив блестящее образование, занимались собственным бизнесом. Вильгельм Эрнст Гропиус был архитектором и чуть позже владельцем мануфактуры; Фердинанд — художником, создававшим вместе с Карлом Шинкелем диорамы и участвовавшим в выставках; Фридрих Джордж — владельцем художественного и книжного магазинов;
Мартин Карл Гропиус стал одним из самых популярных частных архитекторов своего времени, ярким приверженцем позднего классицизма. Из череды его творений выделяется здание бывшего Музея прикладного искусства в Берлине, которое сегодня более известно как международный выставочный комплекс Martin Gropius-Bau. Первое большое частное архитектурное бюро Gropius, открытое Мартином Карлом и Фридрихом Джорджем, было основано в 1866 году совместно с Хайно Шмиденом и курировало не только собственность всех братьев, но и кузнечное дело Мартина Карла.
Движимый идеей продолжить дело семьи, юный Вальтер успешно закончил гимназию и в 1903 году поступил в Высшую техническую школу в Мюнхене. Через два года он прервал обучение ради образовательной поездки по Испании, где в Каталонии изучал изготовление керамики и несколько раз встречался с великим испанским архитектором Антонио Гауди.
В 1906–1907 годах Вальтер продолжил обучение в Высшей технической школе в Шарлоттенбурге, а затем в Берлине, где после окончания учебы был принят на работу в мастерскую архитектора Петера Беренса. Взгляды Беренса, в мастерской которого в эти годы работали будущие выдающиеся мастера, такие, как Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ, оказали на творческую индивидуальность Гропиуса неоценимое влияние. Именно в мастерской Беренса Гропиус впервые познакомился с только зародившейся тогда идеей промышленного дизайна, которая впоследствии позволит ему создать новое направление в современном искусстве — функциональное оформление промышленных товаров серийного выпуска.
Именно работая с Беренсом, молодой архитектор начал проявлять активный интерес к возможностям и средствам современной техники, к ее влиянию на формообразование в дизайне и архитектуре. Традиционные вкусы классицизма и модерна были оставлены в прошлом. В 1910 году Вальтер совершает поездку по Италии, Франции, Англии и Дании и по возвращении оттуда открывает совместно со столяром, краснодеревщиком и архитектором Адольфом Мейером собственное архитектурное бюро, открыто заявляя о своем желании воплотить в повседневную жизнь своих современников созданный им новаторский стиль.
Вступив в 1911 году в «Немецкий Веркбунд» — производственный союз, объединявший архитекторов, мастеров декоративного искусства и промышленников, которые добились более высокого качества и более эстетичного вида промышленных товаров, Вальтер Гропиус получил заказ на создание проекта здания фабрики обувных колодок «Фагус» в Альфельде-на-Лейне. В этой первой работе Гропиус обозначил новые принципы архитектуры, где в соотношении форм прослеживаются последовательность и характер функциональных процессов, названных впоследствии манифестом радикального рационализма. Заказчик работы и владелец фабрики «Фагус» Карл Беншайдт высказал Гропиусу пожелание оформить проект в соответствии с современными тенденциями, используя новые в архитектуре того времени материалы: железобетон, сталь и стекло. Идея функционального разделения помещений, где ограждающие элементы отделены от несущих, поставила Гропиуса в ряд талантливейших и известнейших архитекторов по обе стороны Атлантики, что позволило новому архитектурному течению стать необыкновенно популярным.
Активное участие Гропиуса в «Немецком Веркбунде» предоставило ему как единственному представителю более молодого поколения возможность получать значительные строительные подряды, что в 1914 году обеспечило молодому архитектору на выставке в Кельне заказ на постройку офисного здания «Веркбунда». Новизна решения была обеспечена контрастом между легкими металлическими конструкциями и стеклянными и кирпичными стенами. Однако наибольшее впечатление на гостей и участников выставки произвела прозрачная лестница в здании, в буквальном смысле обвивающая фасад.
Также на выставке Гропиус представил макет-купе спального вагона, который впоследствии послужил моделью для концепции экономного жилища, обеспечивающего минимально необходимые потребности. Эта концепция стала представлять особый интерес, поскольку в каждый немецкий дом постучалась Первая мировая война.
В 1914 году Вальтер Гропиус был призван на военную службу. Он получил железный крест за проявленное мужество и позже, по его воспоминаниям, был совершенно раздавлен и обесчещен поражением в 1918 году Германии в войне.
Семья Гропиусов была разорена, его брак с Альмой Малер, вдовой талантливого композитора Густава Малера, заключенный в 1915 году, распался, оставив после себя лишь дочь Манон, которой суждено было умереть от полиомиелита в возрасте 19 лет и в память о которой композитор Албан Берг напишет скрипичный концерт «Памяти ангела». Уставший, лишенный сил Гропиус, обдумывая свои творческие замыслы, пишет в дневнике: «Все прошлое барахло — вон!», что позволяет ему осмыслить уже пройденный творческий путь и окончательно пересмотреть свои взгляды на будущее развитие архитектурного дизайна.
В 1915 году Вальтер Гропиус был рекомендован на пост директора Художественно-промышленного училища в Веймаре его основателем и бывшим руководителем бельгийцем Генри Ван дер Вельде, интернированным из Германии в качестве гражданина враждебного государства. После беседы с великим герцогом Саксонским Гропиус составил собственные «Предложения по созданию учебного заведения в качестве консультационной организации по художественным вопросам для промышленного, ремесленного и кустарного производства», где был изложен план по реорганизации художественных школ Веймара.
Его проект не был принят, однако после образования свободного государства Саксония-Веймар с Гропиусом были возобновлены переговоры, и в 1918 году его назначили директором Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства и Школы изящных искусств в Веймаре.
В 1919 году благодаря усилиям Гропиуса происходит слияние обеих школ и появление Высшей школы строительства и художественного конструирования «Баухауз» (Bauhause), что в переводе с немецкого означает «дом строительства». Это было революционное по своей направленности художественное учебное заведение, где Гропиусу удалось собрать целую плеяду известнейших архитекторов, художников и скульпторов того времени.
Там преподавали архитекторы Людвиг Мис ван дер Роэ, Пауль Клее, Иоганн Иттен, Тео ван Дусбург, Бруно Таут, Эль Лисицкий, венгерский дизайнер Ласло Мохой-Надь, русский художник Василий Кандинский, живописец Лионел Файнингер, скульптор Герхард Маркс и многие другие. В «Баухаузе» были созданы тематические мастерские: керамики, скульптуры (раздельно деревянная и каменная), обработки металла, монументальной (стенная) росписи, росписи по стеклу, столярного дела, театрально декорационного, ткацкого и переплетного дела, типография. Идея Гропиуса была проста — он хотел готовить художников универсалов.
Принцип организации учебно-производственных мастерских «Баухауза» был основан на том, что во главе каждой из них стояло два руководителя — мастер (техническая подготовка Werkleehre) и художник (художественная подготовка Kunstleehre). Преподавание строилось на позициях последовательного функционализма, где все, «что хорошо выглядит, — хорошо функционирует». Студенты и преподаватели полностью отказывались от какого либо декора и орнаментов, от того, что было создано до них и мешало своей привычностью, и создавали собственные произведения только на основе гармонии конструкции, правильного ритма линий и масс, которые бы несли всю основную нагрузку. Во многих вещах конструкция была не столько заложена, сколько подчеркнута, — именно она и была основной декоративной стороной конструктивистского дизайна, с ясной красотой геометрических линий и форм. Преподаватели и студенты в буквальном смысле раскладывали на составные элементы архитектуру и мебель, фигуру человека и оформление интерьеров, чтобы переосмыслить это и постараться собрать все иначе, более рационально и удобно.
Атмосфера, созданная в школе, была настолько демократичной, что здесь приветствовались все формы экспериментов, любые неожиданные, эксцентричные и оригинальные идеи, которые позволили бы найти новое направление в дизайне, подчеркнуть в новинках их экологическую, экономическую и физическую функциональность. В мастерских «Баухауза» велась работа над архитектурными проектами, мебелью, рекламой и афишами, плакатами, посудой из металла и стекла, обивочными тканями и осветительными приборами, одеждой (начиная от повседневной и домашней и заканчивая вечерней и деловой), офисным оборудованием (вплоть до шрифтов на пишущих машинках), логотипами предприятий, обоями и многим другим.
В 1927 году Вальтер Гропиус создал комплект комбинированной мебели для одного берлинского универмага. Это был первый эксперимент по разработке мебели для магазинов с учетом серийного производства. Именно в этот период Гропиус написал: «Историческая миссия архитектора всегда состояла в достижении полной координации всех усилий, направленных на создание физической среды человека».
Целью руководителя «Баухауза» было обеспечить производство дешевых, но высококачественных предметов быта, в том числе предметов мебели и автомобилей. В отличие от традиционных ремесленных училищ Гропиус и его школа работали не над единичными предметами, а над эталоном для промышленного производства, поэтому каждый студент школы владел знанием производственного процесса разрабатываемого им предмета от начала до конца. Авангардистские действия Гропиуса пришлись не по вкусу консервативному обществу в Веймере — конфликт продолжался несколько месяцев, в результате чего, не желая идти на компромисс, в 1925 году Гропиус был вынужден переехать из Веймера в промышленный город Дессау.
Так, в 1925–1926 годах он в сотрудничестве с Адольфом Мейером спроектировал и построил новый экспериментальный комплекс учебных зданий, мастерских и общежитий «Баухауза», который сегодня считается вершиной его идей и одним из самых известных архитектурных проектов в его творческой биографии. Основными достижениями Гропиуса при проектировании этой новой школы считается полное отсутствие декора при четко выявленной конструктивной основе сооружения и тот факт, что разные его части выполнены из разных материалов, что соответствует назначению тех или иных помещений — здание до сегодняшнего дня считается одним из шедевров функционализма.
В 1928 году из за большого давления на школу консервативных представителей официального искусства Гропиус передал пост директора «Баухауза» Адольфу Мейеру и вместе со своей второй женой Ильзой Франк переехал в Берлин, чтобы продолжать работать в собственном архитектурном бюро. С конца 20 х до начала 30 х годов он являлся одним из самых авторитетных и популярных архитекторов в Германии: по его проектам строились промышленные и жилые дома в Гамбурге, Дрездене, Кельне и Берлине. Его перу принадлежат проекты театра в Йене, жилого квартала в Буэнос-Айресе. Некоторые из его проектов рассматривались и в Советском союзе, например Дворец Советов в Москве, который планировали построить на месте Храма Христа Спасителя.
В 1923–1933 годах он выполнял серию проектов автомобильных кузовов для фирмы «Адлер». В 1929 году ему было присвоено звание доктора Технологического института в Ганновере и он был избран вице-президентом Международного конгресса современной архитектуры, который основал его не менее именитый коллега Ле Корбюзье. Однако же его детище «Баухауз» постигла печальная судьба — после еще одного переезда, на сей раз в Берлин, в 1933 году, в первые месяцы прихода к власти национал социалистов во главе с Гитлером, школа была закрыта как «рассадник гнусного интернационализма», а многие преподаватели и ученики отправлены в концлагеря или убиты.
После ухода из «Баухауза» главной задачей Гропиуса в начале 30 х годов стала разработка нового архитектурного метода, который помог бы создать индустриальное домостроение, решающее в немецких городах все более острую жилищную проблему. Первая мировая война в буквальном смысле способствовала осуществлению новационных идей Гропиуса, вдохнула в них жизнь и экономическую рациональность.
Жилье должно было соответствовать определенным требованиям, главными из которых считались дешевизна, функциональность и комфорт. Помещение для жилья задумывалось небольшим по размеру, однако отвечающим всем требованиям комфорта, гигиены и эстетики — и что, безусловно, было наиболее важно, постройка должна быть выгодна для производителя. В представлении Гропиуса это своеобразный конструктор, производство и монтаж которого государство могло поставить на поток с минимальными затратами.
Под влиянием работы в «Баухаузе» Гропиус разработал метод индустриального домостроения, в котором стандартные дома располагаются параллельными рядами, а все квартиры в них поставлены в равные условия — обеспечены освещением, канализацией, вентиляцией и отоплением. Россиянам эта гениальная для своего времени идея известна не понаслышке: типовые многоэтажки в спальных районах наших городов — это замысел Вальтера Гропиуса, доведенный советскими чиновниками до абсурда и обыгранный в небезызвестной новогодней комедии «С легким паром!».
Фашизм внес большие коррективы в жизненные планы немецкого архитектора. В 1934 году, после попытки обратиться к шефу нацистской пропаганды Геббельсу по поводу судьбы «Баухауза», Гропиус, опасаясь за свою жизнь, эмигрирует в Великобританию, в Лондон. Там в сотрудничестве с Максвеллом Фраем благодаря серии докладов и выставок своих произведений Гропиус основывает собственную фирму. Компания Isokon Ltd. приглашает его проектировать жилой квартал в Лондоне, и в высоких кругах открыто обсуждается приглашение его в RIBA (Британский королевский институт архитектуры).
В течение трех лет Вальтер Гропиус работает, продолжая создавать авангардистские проекты, активно способствующие распространению функционалистической архитектуры на территории Западной Европы (в число этих проектов входит здание Импингтонского сельского колледжа, построенного в 1936–1939 годах), а также занимается научной деятельностью и пишет книгу «Новая архитектура и «Баухаус».
В начале 1937 года Вальтер Гропиус получает приглашение из Гарвардского университета преподавать на кафедре архитектуры в Кембридже, а в дальнейшем занять пост ее руководителя. Его семья переезжает в штат Массачусетс, где Гропиус для жены Ильзы и дочери Ати строит дом по собственному проекту, считающийся до сих пор достопримечательностью местной архитектуры. С 1938 по 1945 год по проекту Вальтера Гропиуса в Штатах строится промышленный поселок Нью-Кенсингтон близ Питсбурга с легкими по конструкции домами, которые подчинялись рельефу местности, а также ряд частных домов. Гропиус в соавторстве с архитектором Брейером участвовал в конкурсе на проект здания Уинстонского колледжа.
В 1945 году вместе с группой из восьми молодых архитекторов Гропиус создал товарищество TAC (The Аrchitects Collaborative), благодаря работе которого был построен Гарвардский университетский центр в Кембридже. Постепенно, год за годом, деятельность этого объединения расширилась, и в число проектов, которыми занимались Гропиус и его группа, вошли школы, административные здания, поселки, известный проект Университета в Багдаде в 1957 году, неоклассическое здание посольства США в Афинах в 1957–1961 годах, а также небоскреб авиакомпании «Панамерикан Эйрлайнс» в Нью-Йорке в 1963 году.
Однако наиболее приятной и плодотворной работой Гропиуса с момента его эмиграции считается строительство в Западном Берлине в 1962 году нового городского района на пятьдесят тысяч жителей. Живя в Германии, о заказе такого масштаба архитектор Гропиус даже не мечтал — сегодня этот район носит имя своего создателя. Умер знаменитый новатор 5 июля 1969 года после операции на сердце.
↑ свернуть