Богарт родился 25 декабря 1899 года в Нью-Йорке, в семье Белмонта ДеФореста Богарта (июль 1867, Уоткинс Глен — 8 сентября 1934, Нью-Йорк) и Мод Хамфри (1868—1940). Белмонт и Мод поженились в июне 1898 года. Отец Богарта был пресвитерианцем, а мать принадлежала к Епископальной церкви. Богарт воспитывался в религии своей матери.
День рождения Богарта был предметом дискуссий. Считалось, что дата 25 декабря 1899 года (праздник Рождества) была легендой, созданной компанией «Warner Bros.» для романтизации образа, и что настоящая дата рождения — 23 января 1899 года. Сейчас эти сомнения признаны безосновательными. Хотя свидетельство о рождении не было найдено, о рождении Богарта упоминала нью-йоркская газета в начале января 1900 года, это подтверждает и перепись 1900 года. Последняя жена Богарта — актриса Лорин Бэколл всегда настаивала на дате 25 декабря.
Хотя Хамфри Богарт не был красавцем в традиционном понимании, не отличался особенно высоким ростом (173 см), и иногда казалось, что он просто монотонно с большой скоростью читает текст своей роли, в нем было нечто такое, что позволяло ему быть совершенно особым, так, что никто и представить себе не мог в его роли другого актера.
Богарт снялся в 85 фильмах. Среди них – «High Sierra», «The Maltese Falcon» и «Casablanca», вошедшие в число 100 лучших кинематографических работ. Кто ещё из актеров или актрис снялся подряд в трех фильмах такого ранга? Три раза он был представлен на «Оскара» за лучшую мужскую роль, но получил его только один раз: за «Африканскую королеву» в 1951 г. Вероятно, подражали и подражают ему больше, чем кому-либо еще. Его герои стали частью американской культуры. Его знаменитые экранные драки и конфликты – ничто в сравнении с его выходками в реальной жизни. Среди его «фокусов» - несколько бурных браков, постоянные битвы со столпом Голливуда Джеком Уорнером за лучшие роли, пьянство... Для многих, тем не менее, он навсегда останется идеалом киноактера, чья репутация величайшего «крутого парня» не сравнима ни с чьей другой и кто неизменно царит на вершине кинематографического Олимпа.
Отец Богарта был преуспевающим врачом-хирургом, мать – популярным иллюстратором журналов. Хамфри Богарт рос в богатстве. Доктор Богарт надеялся, что сын пойдет по его стопам и получит хорошее образование в самых престижных частных школах. Этого не произошло. Юный Богарт никак не мог утихомириться. В школе он постоянно куролесил, «выкидывал номера», из-за чего он непрерывно конфликтовал со школьным начальством… Отметки были все хуже и хуже. Непочтительная выходка по отношению к одному из руководителей привела к исключению из последней школы (1918). Юный Богарт променял свой шанс покрасоваться в выпускной мантии на матросскую фуражку, записавшись в Военно-Морской флот США весной того же года. В период службы во флоте он и получил свой знаменитый шрам, и тогда же развилась его характерная шепелявость. Правда, обстоятельства, при которых это произошло, до сих пор остаются не совсем ясными. По одной из версий, губу ему рассек осколок шрапнели во время обстрела его судна «Левиафан». По другой версии, истинность которой отстаивает друг Богарта, писатель Натаниел Бенчли, Богарт был ранен во время выполнения задания по доставке заключенного в портсмутскую военно-морскую тюрьму в штате Нью-Хэмпшир.
По этой версии, во время пересадки с поезда на поезд в Бостоне заключенный, на котором были наручники, попросил Богарта дать ему сигаретку. Пока Богарт искал спичку, заключенный поднял руки, ударил наручниками Богарта по лицу (при этом была рассечена губа) и сбежал. Богарт применил свой пистолет, чтобы остановить сбежавшего, которого в конце концов посадили-таки в тюрьму. К тому времени, что Богарт попал к врачу, успел сформироваться шрам. Есть, впрочем, и другие версии. В легендах о Хамфри Богарте шрам и обстоятельства его появления играют очень большую роль. Большая часть рассказов об актере единодушна в том, что в боевых действиях он не успел принять участия в бытность свою во флоте. Вернувшись домой в 1919 г., он «летал» с одной работы на другую, пока не начал работать в конторе друга семьи Уильяма Брэди, театрального режиссера. Богарт начал с должности рабочего сцены, продвинулся до менеджера, а потом до актера. В 20-е годы он пользовался некоторым успехом на экране. По слухам, он появился в нескольких немых фильмах, один из которых, говорят, сохранился… Критик Александер Вулкотт так отзывался об актерских работах Богарта: «Это то, что обычно с большой долей великодушия описывается словом «неадекватный». Однако Богарт много работал в эти годы в театре и исполнил целый ряд старомодных комедийных ролей, ролей юных хулиганов и второстепенных романтических героев.
Хелен Менкен
В этот период Хелен Менкен, известная в то время театральная актриса, увлеклась Богартом. Друзья уверяли Богарта, что женитьба на Хелен будет полезна для его карьеры. В 1926 г. Хамфри Богарт внял советам друзей и женился на Хелен Менкен. Брак такого рода долго продлиться не может. Так случилось и сейчас. После 18 месяцев свар и драк брак был расторгнут…
Мэри Филлипс
В апреле 1928 г., всего через несколько месяцев после развода, Хамфри Богарт женился на Мэри Филлипс, тоже театральной актрисе. Знакомы они были с 1923 г. и бывало, вместе появлялись не сцене. Хотя на этот раз брак был заключен по любви, все же временами он становился слишком бурным… Однако продлился он до 1938 г. Даже после развода бывшие супруги остались добрыми друзьями.
Голливуд
В 1930 г. Богарт направился в Голливуд в надежде, что в кино ему повезет больше. Поскольку звуковые фильмы еще только начинались, киностудии с радостью нанимали театральных актеров с хорошо поставленными голосами. Эта ситуация помогла Богарту получить контракт со студией «Фокс». Первым его фильмом был давно забытый и неудачный «The Devil With Women». После еще двух неудачных фильмов «Фокс» расторг контракт с Богартом, и он стал искать удачу на студиях «Колабмия», «Юниверсал» и «Уорнер бразерс». Ему удалось получить роли еще в нескольких фильмах ниже среднего уровня. Тогда Мэри все еще жила в Нью-Йорке. Ее успех на театральной сцене служил основным источником дохода семьи.
Завершив работу над фильмом «Midnight» в 1934 г., Богарт вернулся в Нью-Йорк в надежде с новыми силами продолжить сценическую карьеру. Время шло, и возраст его уже не подходил для исполнения ролей юношей. Он слышал, что драматург Роберт Шервуд ищет актера для исполнения роли мерзкого убийцы по имени Дьюк Манти в новой пьесе «The Petrified Forest». Богарт обратился к Шервуду, надеясь, что хотя бы физически он годится на роль. Шервуд отослал Богарта к режиссеру спектакля, а тот велел ему придти через три дня на прослушивание. Богарт вернулся через три дня с трехдневной щетиной на лице и в самой потрепанной своей одежде. Сочетание бродяжьей внешности и блестящее чтение роли помогли Богарту получить свою первую выигрышную роль. И спектакль, и Богарт сразу прославились и стали любимцами зрителей и критиков.
Когда студия «Уорнер бразерс» приобрела права на съемки фильма по пьесе «The Petrified Forest», главную роль в фильме предложили актеру Лесли Хауарду, который исполнял эту роль и в спектакле по пьесе. Но роль убийцы хотели дать другому актеру (Эдуард Робинсон), считая его более подходящим кандидатом. Хауард отказался исполнять главную роль, если Богарт не будет исполнять роль Дьюка Манти. Студия сдалась, и Богарт получил контракт. «The Petrified Forest» (1936), в котором снималась звезда Бетт Дейвис, пользовался таким же шумным успехом на экране, как его сценическая версия. Однако у Джека Уорнера не было планов взрастить Богарта как крупную звезду. Вместо этого актер прозябал в ряде второсортных фильмов. Время от времени попадалась и хорошая роль в фильме более высокого ранга, например, «Dead End» (1937) на студии Сэмюэла Голдвина. В этом фильме Богарт прекрасно исполнил роль Красавчика Мартина, гангстера, которому поклоняются уличные банды. К сожалению, возвращение в родную студию «Уорнерс» ознаменовалось главной ролью в фильме «Swing Your Lady» (1938), который во всем мире единодушно признается худшим фильмом в карьере Богарта.
Профессиональные трудности были мелочью в сравнении с тем, что происходило в это время в его личной жизни. Брак с Мэри распался вскоре после переезда в Голливуд, в основном из-за того, что у нее не было намерений отказаться от сценической карьеры и обосноваться в Голливуде, как надеялся Богарт. Развод состоялся в 1937 г.
Мейо Метот
На съемках фильма «Marked Woman» (1937) Богарт встретил киноактрису Мейо Метот. Это произошло вскоре после развода с Мэри. Метот была известна своей склонностью к выпивке, взрывчатым характером и таким сокрушительным ударом правой, какому бы мог позавидовать самый видный боксер-тяжеловес. Мейо мощной атакой вырвала у Богарта предложение, и они поженились в августе 1938 г. Вскоре пара получила прозвище «Дерущиеся Богарты» из-за частых выходок в ночных клубах, отелях и ресторанах, превращавшихся в боксерский ринг, когда эти двое швыряли друг в друга посуду, горшки с цветами и пр. Чаще всего эти драки были следствием болезненных подозрений патологически ревнивой Мейо. Богарт, который всегда любил выпить, в этом браке пьянствовал особенно сильно. Вскоре Богартов перестали допускать в некоторые голливудские заведения. Жизнь стала настоящим кошмаром...
«Мальтийский сокол»
На студии Богарт продолжал свое гангстерское амплуа, получая в основном роли, отвергнутые другими актерами. Наиболее примечательными среди его фильмов в те годы были «Angels With Dirty Faces» (1938), «The Roaring Twenties» (1939), и «High Sierra» (1941). В том же году он снялся в «The Wagons Roll At Night», после которого его имя стало постоянно идти первым в титрах. Затем Богарт был приглашен на роль в знаменитейшем фильме «Мальтийский сокол» («The Maltese Falcon»). В роли детектива Сэма Спейда Богарт создал образ первого детектива в жанре «черного фильма», персонаж, которому многие безуспешно пытались подражать в 40-е годы. В этом фильме впервые Богарту было поручено участвовать в серьезной любовной истории на экране. Мужчины восхищались его повадкой «крутого парня», женщины впервые стали обращать внимание на его мужские чары. После «Мальтийского сокола» Богарт окончательно утвердился в одном ряду с такими знаменитостями, как Бетт Дейвис, Джеймс Кегни и Эррол Флинн.
Следующий фильм, «All Through The Night» (1942) был комедией и смотрелся прекрасно. Были и другие роли (опять «плохих» людей), но на горизонте уже маячило нечто особенное…
«Касабланка»
В 1942 г. был фильм «Across the Pacific», приключенческая картина о войне. Следующий фильм мог оказаться еще одной военной лентой, но стал фильмом-легендой, наиболее живо ассоциирующимся с именем Хамфри Богарта – «Casablanca». Фильм заслуженно приобрел репутацию величайшей любовной истории, когда либо снятой в кино. История Рика Блейна, хозяина ночного клуба в Касабланке, разрывающегося между любовью и честью, когда его бывшая возлюбленная Ильза Лунд (в исполнении Ингрид Бергман) появляется в Касабланке с мужем, бойцом Сопротивления Виктором Ласло, спасающимся от фашистов, - эта история неподвластна времени. Прощание Богарта и Бергман в аэропорту, клятвы героев Богарта и Клода Рейнса в вечной дружбе и множество других сцен вошли в классику мирового кино. Таким статусом фильм обязан в немалой степени и великолепному подбору исполнителей второстепенных ролей, среди которых можно назвать Клода Рейнса и Конрада Фейдта; а также режиссуре Майкла Кертиса. За свою первую романтическую роль Хамфри Богарт получил свою первую номинацию на «Оскара» (и совершенно непонятно, почему получил «Оскара» в этот раз не он, а другой актер, Пол Лукас, за роль в другом фильме той же студии «Watch on the Rhine»).
Особенно примечателен тот факт, что «Касабланка» была названа лучшим фильмом 1943 года, и с тех пор входит в любой список 10 лучших фильмов всех времен, независимо от того, кто составляет этот список. Когда начались съемки, сценарий был готов только наполовину. Артистам выдавали новые странички диалога каждый день, и они не знали, как закончится картина. В конце концов, было принято решение написать две концовки: в одной героиня Ингрид Бергман достается мужу, в другой она остается с Богартом, затем снять обе эти концовки и на просмотрах определить, какая их них производит лучшее впечатление. Получилось так, что первый вариант сразу произвел настолько сильное впечатление, что создатели отказались от планов съемок второй версии. В этом фильме было все: любовный треугольник, шпионы и воры, тайны и интриги, нацисты и бойцы Сопротивления, экзотические места, неожиданный, но счастливый конец…
В свое время разнеслась весть, что в роли Рика будет сниматься Рональд Рейган, впоследствии ставший президентом США. На самом деле, это был просто рекламный трюк, и никто, кроме Богарта, серьезно не рассматривался продюсером в качестве претендента на эту роль.
Во время съемок «Касабланки» Мейо Метот была частым (и не очень-то желанным) гостем на съемочной площадке. Она страшно ревновала к Ингрид Бергман и была убеждена, что ее любовные сцены с Богартом слишком убедительны. Рассказывают, что однажды, когда Богарту сделали комплимент по поводу его исполнения роли в этом фильме, он бросил: «Мне не разрешили его посмотреть».
«To Have and Have Not»
Следующим крупным фильм стал «To Have and Have Not» («Иметь и не иметь», 1945). Считается, что он снят по произведению Эрнеста Хемингуэя, хотя в сценарии от произведения мало что осталось. Все в нем было хорошо, замечательное исполнение, сценарий – он был, как говорится, обречен на успех. Но дополнительным «деликатесом» стала 20-летняя красавица-манекенщица Лорен Бакалл. Тревоги Мейо по поводу чудившегося ей романа Богарта и Ингрид Бергман во время съемок «Касабланки» были беспочвенными. Тогда она ошиблась, но на этот раз ошибки быть не могло. Богарт безоглядно влюбился, и сразу завязался бурный роман… Как только зрители увидели ставшую классической сцену из фильма «To Have and Have Not», где Бакалл учит Богарта свистеть, все тут же поняли, что он встретил свою судьбу. Вскоре речь зашла о браке. Мейо пыталась удержать мужа, но даже она знала, что это безнадежно. Они развелись с Богартом в 1945 г.; Богарт и Бакалл поженились через одиннадцать дней после развода. В этом счастливом браке родилось двое детей: сын Стивен Хамфри (1949) и дочь Лесли (1952), которую назвали в честь друга Хамфри, Лесли Хауарда.
Свадебным подарком от киностудии «Уорнер бразерс» был новый контракт, гарантировавший Богарту ежегодную зарплату в 1 миллион долларов в течение последующих 15 лет - небывалое дотоле соглашение. Причиной тому были кассовые сборы фильма «Иметь и не иметь» и женитьба на исполнительнице главной роли. Студия, не теряя времени, сняла их вместе в трех новых фильмах: «The Big Sleep» (1946), «Dark Passage» (1947) и «Key Largo» (1948). Хотя все они были очень интересными, той «изюминки» или «искры», что в первом фильме, в них не было. Где-то между этими фильмами втиснуты еще два: «черный фильм» «Dead Reckoning» (1947) и «The Two Mrs. Carrolls» (тоже 1947), в котором Богарт играет роль типа Синей Бороды.
В эти же годы Богарт работал со своим любимым режиссером Джоном Хьюстоном над еще одним ключевым фильмом своей карьеры, «The Treasure of the Sierra Madre» («Сокровища Сьерра-Мадре»). Пожалуй, роль грубоватого золотоискателя, снедаемого жадностью, по имени Фред Доббс – лучшая актерская работа Богарта.
Богарт и Бакалл объединились с Джоном Хьюстоном и за пределами съемочной площадки, когда вместе с несколькими другими актерами летали в Вашингтон протестовать против методов, используемых парламентским Комитетом по противоамериканской деятельности при расследовании коммунистического влияния в Голливуде. Богарт поддерживал еще несколько других демократических политических течений.
Богарт основал «Сантана пикчерс корпорейшн» (1947), названную по имени его другой возлюбленной – лодки «Сантана», и стал первым актером, открывшим собственную кинокомпанию. В 1949 – 1951 годах Богарт снялся в главных ролях в четырех фильмах «Сантаны» для киностудии «Коламбия пикчерс»: «Knock On Any Door», «Tokyo Joe», «Sirocco» и «In a Lonely Place». Джек Уорнер был в ярости, когда Богарт основал свою компанию, опасаясь, что актеры захватят власть в киномире. Несмотря на это, Богарт работал на «Уорнер бразерс» в двух фильмах в начале 50-х годов, ставших последними в его контракте с этой студией: «Chain Lightning» и «The Enforcer».
Освободившись от пут «Уорнер бразерс», Богарт был готов со свежими силами приступить к работе. И идеальный вариант опять поступил от Джона Хьюстона: «The African Queen» («Африканская королева»). Изумительный дуэт Богарта в роли пьяницы-лодочника и Кэтрин Хепберн в роли туго зашнурованной строгой миссионерши оказался чрезвычайно убедительным. Богарт был счастлив сбросить имидж «крутого» или романтического героя и исполнить роль неухоженного, ранимого пьянчуги, комичного в перепалках с Хепберн партнера. Успех фильма был грандиозен, работа Богарта получила всеобщее безоговорочное признание. Весной 1952 г. на церемонии вручения «Оскаров» Богарт, наконец, получил своего долгожданного «Оскара» за лучшую мужскую роль, побив таких серьезных соперников, как Марлон Брандо в фильме «Трамвай Желание» и Фредрик Марч в «Смерти коммивояжера». Этот фильм ознаменовал собой начало последней фазы в карьере Богарта, рождение прекрасного характерного актера. В числе его поздних ролей – неуравновешенный капитан Куиг в фильме «The Caine Mutiny» (третья номинация на «Оскара»), авантюрист с сомнительной репутацией в «Beat the Devil», кинорежиссер в «The Barefoot Contessa», скучный бизнесмен, ухаживающий за дочерью шофера (Одри Хепберн) в «Sabrina», хулиган, взявший в заложники целую семью в «The Desperate Hours»… Последний фильм Богарта – «The Harder They Fall» (1956, драма из боксерской жизни).
До сих пор почитатели таланта Хамфри Богарта исследуют каждое его движение, каждый оттенок голоса, каждый нюанс выражения его лица. Чего стоит только знаменитая на весь мир манера Богарта держать сигарету между большим и средним пальцами или между большим и указательным (в отличие от обычного способа – между указательным и средним)! Автор вспоминает сейчас, как несколько лет назад заметила, что ее собеседник, держит сигарету именно богартовским образом. Реакция была немедленной: «Вы держите сигарету, как Хамфри Богарт!» Собеседник смутился, сочтя, наверное, что такое сравнение слишком лестно для него. Однако, восторг автора перед этим невольным сходством был совершенно искренним.
Вскоре после выхода последнего фильма в феврале 1956 г., Богарт перенес операцию по удалению злокачественной опухоли пищевода. Он выздоровел и даже вновь набрал часть потерянного веса. К сожалению, в ноябре того же года ему пришлось снова поступить в больницу для новой операции: разрастание ткани шрама привело к нежелательным последствиям. Через некоторое время после операции его отпустили домой, но выздоровление так и не наступило. Богарт скончался 14 января 1957 г. в спальне своего дома в Голливуде. На похоронах старинный друг Джон Хьюстон высказал чувства каждого поклонника актера: «Он незаменим. Такого, как он, больше никогда не будет».
↑ свернуть