Валентин Смирнитский родился 10 июня 1944 года. Его путь в актеры был лишь косвенно предопределен - мама работала в сети кинопроката, а отец был главным редактором Центральной студии документальных фильмов. Решение же связать свою жизнь с кино и театром, было спонтанным и неожиданным: в школьном спектакле он успешно дебютировал в роли Хлестакова. И закралась шальная мысль: а не стать ли артистом?
Валентин изначально настраивался на поступление в Щукинское училище - занимался в самодеятельной студии вместе с Сергеем Шакуровым и Василием Бочкаревым. На экзаменах он, худой, длинный и смешной парень, читал «Облако в штанах» Маяковского, какой-то отрывок из прозы Гоголя и басню Крылова. Понравился и обошел других абитуриентов.
Одновременно с Валентином Смирнитским в «Щуке» учились Андрей Миронов, Анастасия и Марианна Вертинские, Валентина Малявина, Инна Гулая, Никита Михалков (его, правда, позже выгнали за плохое поведение, и он поступил во ВГИК). В общем, талантов хватало...
Театр Эфроса
После окончания училища Валентина Смирнитского пригласили три московских театра и еще питерский театр имени Ленсовета. Ехать в Ленинград коренному москвичу не было смысла, а вот замечательный режиссер Анатолий Эфрос – это заманчиво.
Молодой талант был рад приглашению в «Ленком». Первая роль Валентина Смирнитского была достаточно серьезная - Треплев в «Чайке» - нашумевшем, скандальном в то время спектакле, поставленном Эфросом в пику всем классическим канонам... Затем Валентин Смирнитский был Андреем Прозоровым в «Трех сестрах» - спектакль прошел 30 раз, и его запретили за искажение русской классики. Играл мольеровского Дон Жуана, Кассио в «Отелло», Меркуцио в «Ромео и Джульетте», Кочкарева в «Женитьбе», во многих пьесах Арбузова... Перечислять можно долго. Много ролей было: достаточно богатая театральная судьба у Валентина Смирнитского.
Сейчас есть возможность играть в разных местах – это хорошо. Хорошо во всех смыслах, это мобилизует, дает возможность поддерживать артистическую форму. Много лет Валентин Смирнитский проработал в стационарном театре, и считает, что там «как лягушка в своем болоте, застаиваешься». Трудовая книжка актера, если можно так выразиться, лежит в театре Луны, что не мешает ему играть и в «LA`ТЕАТРе», и в других антрепризах.
Кино
Прописные истины: любая роль для каждого артиста, каким бы он ни был, заслуженным, опытным, с регалиями, - экзамен. Никуда от этого не денешься. Со временем, когда начинаешь играть, волнение, естественно, проходит, но это только когда ты начинаешь работать. Это касается и кино, и телевидения, и театра, и даже встреч со зрителями.…
Валентин Смирнитский уже был актером, когда Никита Михалков предложил ему, молодому Льву Дурову и еще нескольким актерам сняться у него в дипломной картине «Последний день в конце войны». Все, как друзья, с удовольствием согласились и поехали в экспедицию в село Вознесенское на Оке под Тарусой.
А в большом кино Валентин Смирнитский дебютировал в фильме режиссера Вадима Дербенева «Последний месяц осени». Известность же пришла к актеру, когда он сыграл в нескольких популярных картинах - в комедии Евгения Карелова «Семь стариков и одна девушка», в спортивной ленте Виктора Садовского «Удар! Еще удар!», в военно-приключенческих фильмах «Щит и меч» и «Адъютант Его превосходительства».
Д'Артаньян и три мушкетера
Прославила же Валентина Смирнитского роль Портоса в созданной режиссером Г.Юнгвальд-Хилькевичем многосерийной киноленте «Д'Артаньян и три мушкетера». Фильм оказался для актера самым звездным. Как говорит Валентин Смирнитский, «самое интересное, что я был абсолютно искорежен в этой картине, и даже не знаю, по каким признакам меня до сих пор узнают те, кто видел меня в этой ленте». Ведь актер не очень соответствовал комплекцией... Но Юнгвальд-Хилькевич сказал: «Ничего, поправишься, мы оденем тебя...» и Смирнитскому делали искусственно всякие накладки. Вообще было сложно - впервые в кино пришлось сыграть характерную роль - то, что в театре часто вытягивается за счет грима.
Этот телефильм делался на самом высшем идеологическом телевизионном уровне, по заказу Гостелерадио. И Валентину Смирнитскому пришлось отказаться от контракта с Бренчем - совпадали съемки. О чем он, конечно же, не пожалел. Время как бы расставило все по своим местам - фильм популярен до сих пор, как это ни парадоксально и ни смешно... Многие зрители и сегодня видят в Смирнитском Портоса. Что делать? Это судьба многих очень хороших актеров, которые попали под пресс сериальной популярности. Смирнитский к влиянию этой роли на актерскую судьбу относится философски: «Например, Борис Иванович Бабочкин всю жизнь проходил как Чапаев, так пусть и ко мне «прилепится» образ Портоса - я не против его вальяжности и благородства».
Съемки…
Актер продолжал активно сниматься, однако, главных ролей на его счету не много. Одной из удач для него стал фильм Юрия Егорова «Отцы и деды», в котором партнерами были Анатолий Папанов и Галина Польских. В числе других заметных картин с участием Валентина Смирнитского можно назвать: «Прохиндиада, или Бег на месте» Виктора Трегубовича, «Артистка из Грибова» Леонида Квинихидзе, «Медный ангел» Вениамина Дормана, «Визит дамы» Михаила Козакова, «Дон Кихот возвращается» Василия Ливанова, а также фильм «Дети чугунных богов».
Недавно Валентин Смирнитский закончил сниматься у Михаила Козакова в «Медной бабушке», где играет Сергея Соболевского, друга Пушкина. Козаков интересно придумал: это, скорее, не фильм, а телеспектакль, что у нас давно уже не снималось. «Работа была мучительная: снимали по 12 часов в день. Две недели кошмара прошли, что получилось – оценивать зрителю» - говорит актер.
Сериалы
Валентин Смирнитский - чемпион по участию в телевизионных фильмах, но сейчас, к сожалению, больше приходится играть в сериалах, чем в кино или в спектаклях. Каким же должен быть сериал, чтобы актер согласился в нем сняться?
…Должен заинтересовать характер персонажа, его человеческая сущность, какая-то черта, за которую можно «зацепиться». Производство сериалов – процесс быстрый, и здесь многое зависит не столько от режиссера, сколько от мастерства и профессионализма актера, он должен обладать интуицией, чтобы суметь правильно оценить роль, «вытянуть» из нее все возможное.
К сожалению, не всем это удается. Актер снялся в 12-серийном продолжении «На углу у Патриарших-4», где играет «своего» бандита. У Бортко в «Мастере и Маргарите» Валентин Смирнитский - председатель акустической комиссии Семплеяров.
Красная капелла
«Красная капелла» - это тринадцатисерийный сериал о наших разведчиках, его снимало РТР. Была во время Великой Отечественной войны такая знаменитая группа разведчиков – «Красная капелла», которая работала на Советский Союз. Фильм по очень хорошему сценарию, сериал, но серьезный, предполагалось сделать что-то вроде «Семнадцати мгновений весны». Снимали в Риге и в Париже. Валентин Смирнитский там играл немецкого офицера, интенданта, его покрасили в рыжий цвет…. Наталья Варлей в отличие от партнера цвет волос не сменила. Прической, манерами, гримасами она по-прежнему напоминала «комсомолку, спортсменку, отличницу».
«Хоть сериал и хорошая школа, но они отнимают много времени, - сетует актер. - А хотелось бы большого кино. Сначала играть интересно, а после 30 серий все настолько опостылевает. Тебе дают 15 сцен, которые надо сыграть, а они так похожи, что просто сливаются в одну большую. И начинается профессиональный кретинизм. Актеров часто упрекают за сериалы, многие считают сериалы непрофессиональным кино. Ну, жить-то надо на что-то. Мы же не воруем деньги. А другим способом зарабатывать не можем. И то, что я в свои годы своей профессией умудряюсь получать неплохие деньги, это исключение из правил. Это боженьке надо сказать спасибо».
Сейчас актер снимается в новом детективном сериале канала СТС «Умножающий печаль». Но название фильма никак не соответствует характеру любимого многими актера.
Дубляж
Валентин Смирнитский много работает на дубляже игровых и анимационных фильмов. А что же труднее: самому сниматься или озвучивать чужую роль…?
Дубляж – это совершенно отдельный вид искусства. Актер занимается им уже в течение более тридцати лет, дублировал множество актеров. Особенно запомнились мультфильмы золотой диснеевской серии, работать над которыми было особенно сложно. Тут потребовалось не только актерское мастерство, но и терпение и настойчивость. Действие происходит на небольшом мониторе, глаза очень устают, у актера даже ухудшилось зрение.
Дым отечества
Валентин Георгиевич, начав с детства заниматься спортом, его не оставляет - футбол, плавание - любимые виды. Признается, что помимо работы душу греет - подмосковная природа, обожает бывать с друзьями на природе - шашлычки, тусовочки всякие... Любит московское лето. Это зимой хочется куда-то за границу уехать к пальмам и океану, иногда позволяет себе, но редко.
А еще любит животных – у актера было много собак... Одно время собаками серьезно занимался. Сейчас все как-то печально - оставил у жены две собачки, а одна умерла, другая убежала. С алкоголем актер завязал давно и не прибегал к нему даже в моменты отчаяния, когда у него погиб сын. Есть у Смирнитского дочь Марфа - талантливый художник. Женат Валентин Георгиевич был не раз, а именно 4 раза.
В его жизни было достаточно и сыгранных ролей, и любви, и разочарований. Есть, что вспомнить, но со всеми бывшими женами Валентин Смирнитский остался в хороших отношениях. Нынешняя, четвертая, жена моложе. Ей за сорок. Зовут Лидией. Сейчас внимание Валентина Смирнитского может привлечь только умная, красивая, деловая женщина. Но «пора, наверное, все же остановиться».
Валентин Смирнитский, галантный, вальяжный, обаятельный и, как говорят все, кто с ним непосредственно общается, всегда окруженный облаком восхитительного аромата табака, по которому все вычисляют присутствие артиста где–то рядом.
↑ свернуть