Акира Куросава
Великий японский режиссер, сценарист, продюсер, оказавший сильное влияние на развитие мирового кино и открывший японский кинематограф западному зрителю. Обладатель самых престижных кинопремий: «Оскара», «Золотой пальмовой ветви».
Дата рождения 23.03.1910
Сайты
Деятельность Продюсеры, Режиссеры, Сценаристы
Страны Япония
Поделиться

Биография

23 марта 1910 года (Токио, Япония) — 6 сентября 1998 года (Токио, Япония).

Акира Куросава родился в пригороде Токио Татикаве в семье кадрового офицера, потомственного самурая. Хейго Куросава, брат Акиры, был комментатором немых фильмов (представители этой профессии в Японии пользовались огромной популярностью). Брат часто водил мальчика в кинотеатры. Через несколько лет жизнь Хейго оборвется трагически — он уйдёт в горы и покончит с собой...

В семнадцать лет Куросава поступил в школу живописи и некоторое время работал художником. В 1936 году, с честью выдержав большой конкурс на место помощника режиссёра, Акира был принят в компанию "PCL", преобразованную вскоре в студию "Тохо".

В 1943 году Куросава снял свой первый фильм "Легенда о дзюдо" ("Сугата Сансиро").

21 мая 1945 года — Акира Купрсава женился на актрисе Його Якути, а 20 декабря в молодой семье родился первенец — Хисао.

После войны на студии "Тохо" большое влияние приобрел профсоюз, руководимый коммунистами. Куросава, как и многие интеллектуалы тридцатых годов, участвовал в коммунистическом движении. Вместе с другими режиссерами "Тохо" он выпустил фильм о профсоюзах "Творящие завтрашний день" (1946), после чего пришел к выводу, что коллективное творчество ему противопоказано.

За мелодраматическую историю о двух влюбленных "Веселое воскресенье" (1947) Куросава был удостоен звания лучший режиссер года, но сам режиссер считал свою работу далекой от идеала.

Переломным в жизни и творчестве Куросавы можно считать 1948 год. В феврале умер его отец, что явилось страшным потрясением для Акиры. и в том же году он встретился с малоизвестным актером Тосиро Мифунэ.

Первая их совместная работа — "Пьяный ангел" (1948) стала, по признанию Куросавы, первой по-настоящему его независимой картиной.

Творчество Куросавы расцветало, приобретало неповторимое своеобразие.

Свой эпохальный фильм "Расёмон" (1950) он поставил в жанре исторической драмы. Фильм получил главный приз — "Золотого Льва св.Марка"; киноведы всех стран бросились открывать японский кинематограф.

Между тем в самой Японии критики-традиционалисты называли Куросаву западником. космополитом. Припомнили его увлечение русской литературой, немецкой музыкой, американским кино. Но Куросава стал фигурой мирового масштаба и мог не обращать внимания на подобные выпады. Его уважительно называли Мастером. Учителем и даже Императором.

Свою оглушительную славу Куросава поспешил использовать для экранизации романа "Идиот" (1951).

4 ноября 1952 года умерла мать Куросавы Шима. В этом же году он снял один из своих самых печальных фильмов — "Жить". Фильм был отмечен премией "Серебряный медведь" на Берлинском кинофестивале 1954 года. И ещё одно важное событие произошло в этом году в жизни режиссёра — 29 апреля у него родилась дочь Казуко.

В апреле 1959 года Куросава основал собственную кинокомпанию "Куросава про". Первой картиной, снятой на личные деньги, стала вольная интерпретация "Гамлета" под названием "Злые остаются живыми" (1960).

Фильмы Куросавы этого периода "Рай и ад" (1963), "Красная борода" (1965) и другие имели скромный прокат. Кинокомпания "Куросава про" оказалась на грани банкротства. Надо было принимать неординарное решение.

В 1966 году он согласился поставить в Голивуде фильм "Поезд-беглец" с американскими актёрами, а в 1967-м — японские эпизоды фильма "Тора!Тора!Тора!" ("Тигр!Тигр!Тигр" - это кодированный радиосигнал о нападении японцев на Перл-Харбор). В результате разногласий с продюсерами компании "XX век — Фокс" в декабре 1968 года Куросава прервал съёмки. Их продолжили другие, причём американцы объявили, что у японского режиссёра нервное расстройство.

Куросава разорвал контракт с компанией и, выплатив неустойку, возвратился в Японию. Год трудов, двадцать восемь вариантов сценария — и всё напрасно...

Приступы горького разочарования для режиссёра едва не закончились трагически. В декабре 1971 года он, запершись в ванной, вскрыл себе вены. К счастью, его успели спасти, но понадобилось время, прежде чем Куросава вновь обрёл себя.

В марте 1973 года он параллельно с советским писателем Юрием Нагибиным начал работу над сценарием фильма "Дерсу Узала".

Натурные съёмки проходили в Уссурийской тайге. Более двух лет длилась работа над фильмом, и только в 1975 году он вышел на экраны. "Дерсу Узала" получил "Золотой приз" Московского международного кинофестиваля, а затем премию "Оскар" как лучший иностранный фильм года.

Вернувшись в Японию, Куросава из-за финансовых проблем был вынужден заниматься рекламой виски в своем загородном доме, причем в нескольких роликах снялся сам. В это же время он опубликовал две книги — "Попытка автобиографии" (1978) и "Кагёмуся" (1979) — сценарий и его собственные рисунки к фильму.

Картину "Кагёмуся" (1980) финансировали Френсис Форд Коппола и Джордж Лукас. Фильм получил "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах, "Сезара" и выдвигалась на "Оскара" в двух номинациях.

1 ноября 1983 года в Йокогаме открылась студия "Куросава-фильм". Режиссёр снова возвратился к Шекспиру. На этот раз он пишет сценарий по "Королю Лиру". Фильм был создан под названием "Ран" (1985) и получил четыре номинации на премию "Оскар", в том числе за режиссуру.

Но Куросава был печален. 1 февраля 1984 года в возрасте 63-х лет умерла его жена Його Якути.

В марте 1990 года Куросава получил почётный "Оскар" за вклад в киноискусство.

Несмотря на почтенный возраст, Акира Куросава был полон творческих планов.

В апреле 1993 года компания "Тохо" выпустила 31 фильм Куросавы на видеокассетах и лазерных дисках.

Другие статьи: