Эннио Морриконе (так же известен под псевдонимами Leo Nichols и Dan Savio) родился 10 ноября 1928 года в Риме, Италия. Его отец, Марио Морриконе - профессиональный джазовый трубач, а мать, Либера Ридольфи - домохозяйка. Кроме Эннио в семье выросло еще четверо детей - Адриана, Альдо, Мария и Франка, все младше него.
В возрасте 6 лет Эннио написал свою первую композицию, после чего отец стал ежедневно заниматься с Эннио.
В 1940 году, в возрасте 12 лет, Эннио стал учеником консерватории Святой Чечилии в Риме, где спустя 13 лет получил три диплома – по классу трубы в 1946 году, по классу оркестра (фанфар) в 1952 году и по классу композиции в 1953 году.
В том же 1946 году, получив свой первый диплом, Эннио получил место второй трубы в ансамбле Альберто Фламини, вместе с которым выступал в ночных клубах и отелях Рима. В том же году
В 1947 году он ушел из ансамбля и устроился работать в театр, в котором в течение года проработал музыкантом, а еще три года был композитором.
В 1950 году Морриконе начал делать аранжировку песен популярных композиторов для вечерних радиошоу.
В период с 1954 по 1959 год Эннио написал 10 оркестровых и камерных произведений, которые посвятил своему учителю Гоффредо Петрасси. В этот же период Морриконе играл в джаз-банде и занимался аранжировкой поп-песен для итальянской радиовещательной службы RAI.
В 1961 году Эннио Морриконе впервые написал музыку к фильму, его первой картиной стала «Фашистский вожак» режиссера Лучано Сальче.
В 1962 году он вновь сотрудничал с Сальче, написав музыку к его картине «Жажда». В том же году композиции Морриконе звучали в еще четырех фильмах – «Золотое дно», «Моторизованный», «Итальянцы и праздничные дни» и «Подростки на солнце».
В 1963 году Эннио впервые написал музыку к вестерну, с которыми вскоре стало прочно ассоциироваться его имя. Первым вестерном, в котором прозвучала музыка Морриконе стал «Дуэль в Техасе», снятая режиссером Рикардо Бласко.
В 1964 году композитор написал музыку к мелодраме Бернардо Бертолуччи «Перед революцией», а также к вестерну «За пригоршню долларов» с Клинтом Иствудом в главной роли, режиссером которой был его одноклассник Серджио Леоне. С этой картины началось творческое сотрудничество Леоне и Морриконе.
Также в 1964 году Эннио начал работать в звукозаписывающей компании «RCA», где аранжировал сотни песен, в том числе для таких знаменитостей, как Джанни Моранди, Марио Ланца, Миранда Мартино и многих других.
В 1965 году с музыкой Морриконе вышла картина «На несколько долларов больше», снятая тем же Серджио Леоне, а в 1966 году – «Хороший, плохой, злой», которая завершила так называемую «Долларовую» трилогию Леоне.
В 1968 году Эннио в очередной раз сотрудничал с Серджио Леоне в картине «Однажды на Диком Западе». В том же году его композиции звучали в фильмах «Теорема», «Великое молчание», «Наемник» и многих других. Всего за один год Морриконе писал музыку к более чем 15 картинам, и хотя его музыка всегда была потрясающей, лишь некоторые из них становились популярными.
Так в 1969 году, самыми известными фильмами, в которых звучала музыка Морриконе, стали «Сицилийский клан» режиссера Анри Вернёя и «Два мула для сестры Сары» Дона Сигела; в 1970 году – «Самая красивая жена» Дамиано Дамиани, «Декамерон» Пьер Паоло Пазолини и «Кошка о девяти хвостах» Дарио Ардженто; в 1971 году - «Сакко и Ванцетти» Джулиано Монтальдо и «Кентерберийские рассказы» того же Пьер Паоло Пазолини. Всего Морриконе написал музыку к пяти фильмам Пазолини.
Мировая известность и награды за его труды к Эннио Морриконе пришли после начала его активного сотрудничества с Голливудом. Так, в 1978 году композитор написал музыку к мелодраме «Дни жатвы», за которою номинировался на премию «Оскар» в категории «Лучший оригинальный саундтрек».
В 1980 году за музыку к фильму «Дни жатвы» Эннио удостоился премии Британской киноакадемии в специальной номинации «Премия имени Энтони Эскуита за достижения в создании музыки к фильму».
В 1985 году Эннио Морриконе вновь удостоился премии Британской киноакадемии, на этот раз в категории «Лучший саундтрек», за музыку к криминальной драме «Однажды в Америке», снятой его давним другом Серджио Леоне.
В 1987 году Морриконе написал музыку к исторической драме «Миссия», с Робертом Де Ниро в главной роли. Картина удостоилась множества наград, среди которых две достались композитору – «Золотой глобус» и премия Британской киноакадемии. Также за этот фильм Морриконе удостоился второй номинации на премию «Оскар».
В 1988 году Морриконе в третий раз стал номинантом на премию «Оскар» за музыку к фильму «Неприкасаемые», однако, как и в предыдущие два раза награда ему не досталась. Зато Эннио в третий раз удостоился премии Британской киноакадемии в номинации «Лучший саундтрек».
В 1991 году Эннио Морриконе за музыку к оскароносному фильму «Новый кинотеатр «Парадизо» в очередной раз стал обладателем премии Британской киноакадемии в категории «Лучший саундтрек».
В том же 1991 году Морриконе написал музыку к биографической драме Барри Левинсона «Багси», за которую четвертый раз удостоился всего лишь номинации на премию Американской киноакадемии.
В 1998 году Эннио создал музыку для драмы Джузеппе Торнаторе «Легенда о пианисте», главную роль в которой исполнил Тим Рот. За нее Морриконе получил своего второго «Золотого глобуса».
В 2000 году композиции Морриконе прозвучали в очередной работе Джузеппе Торнаторе – мелодраме «Малена», и принесли композитору пятую номинацию на премию «Оскар».
В 2007 году, после написания композиции для 450 фильмов и сериалов, Эннио Морриконе был удостоен «Почетного Оскара» за выдающийся вклад в кинематограф.
В 2010 году Эннио Морриконе удостоен шведской музыкальной премии Polar Music Prize.
В 2013 году Эннио удостоился премии Европейской киноакадемии за музыку, написанную к фильму Джузеппе Торнаторе «Лучшее предложение».
В последние годы Морриконе реже создает музыку для кинофильмов, сотрудничая чаще с телепроектами, однако в 2014 году стало известно, что именно Эннио напишет музыку для вестерна Квентина Тарантино «Омерзительная восьмерка», выход которого ожидается в декабре 2015 года.
В том же 2015 году Морриконе приступил к написанию музыки к драме Джузеппе Торнаторе «Переписка» (2016), а также был назначен композитором к фильму «Неприкасаемые: Становление Капоне» (2017).
За многие годы своего творчества Эннио Морриконе успел поработать с такими известными режиссерами как Серджио Леоне, Джилло Понтекорво, Джузеппе Торнаторе, Мауро Болоньини, Пьером Паоло Пазолини, Майком Николсом, Романом Полански, Брайаном Де Пальма, Оливером Стоуном, Педро Альмодоваром и многими другими.
↑ свернуть