Рей Кавакубо родилась 11 октября 1942 года в Токио (Япония). Она закончила престижный университет Кэйо по курсу философии. Сразу после окончания учебы Рей стала работать в текстильной компании “Asahi Kasei”.
1969 год - Рей решила выпускать коллекции одежды под собственной маркой, назвав ее “Comme des Garcons” (от фран. - подобно мальчикам).
Одним из наиболее любимых цветов модельера является черный. Однако помимо основного, черного цвета, в ее первых коллекциях также присутствовали серый и бежевые цвета.
1973 год - Рей Кавакубо уже официально регистрирует компанию Comme des Garcons Cо. Ltd. Спустя 2 года, она выпускает свою первую коллекцию и открывает бутик в Токио.
Первоначально, Рей занималась разработкой только женских коллекций. Только в 1978 году появилась ее первая мужская линия одежды. Также, в этом году был презентован аромат “Comme des Garcons Homme”, что ознаменовало запуск парфюмерной линии Дома моды.
Модели, создаваемые японским модельером, отличаются деконструктивным стилем. Одежда “Comme des Garcons Homme” характеризуется ассиметричностью, многослойностью, отсутствием или наоборот гиперболизацией каких-либо элементов.
1980 год - Рей Кавакубо переезжает в Париж. Уже через год, она начинает представлять свои сезонные коллекции одежды класса “Prêt-a-Porte” в столице моды.
Дом моды Рей быстро развивался и приобретал статус полноценного международного участника индустрии моды. В результате, в 1982 году “Comme des Garcons” стал членом парижского синдиката высокой моды (Paris Syndicate of High Fashion and Ready-Made Clothes). Модели из коллекций, созданных Рей стали экспонироваться на специализированных выставках по всему миру. В 1983 году Рей получает награду “Mainichi Newspaper Award” от газеты “Mainichi”.
1987 год - “Journal de Textile” признал Рей Кавакубо лучшим дизайнером. Через 4 года, она получает титул Кавалера Ордена Искусств и Литературы (Chevalier de l"Ordre des Arts et des Lettres).
1997 год - Работы Рей нередко называют «антимодой». Сама дизайнер не в восторге от ярлыков вообще, и этого в частности. Для нее работа с одеждой - это «создание вещей, которых никогда не существовало». Стоит ли удивляться, что результаты, порой, шокируют.
В 1997 году, к примеру, в своей «горбатой коллекции» она ставит под вопрос самый базис - форму женского тела. По подиуму вышагивают модели, похожие на квазимодо. Вшитые в накладки деформируют силуэты горбами, вспухшими плечами, ассиметричными бедрами. За подобные демарши Кавакубо любят величать феминисткой, от чего художница снова открещивается: «подобные движения меня никогда не интересовали. Творчество - вот меч, которым я сражаюсь в битвах, в которых захочу». Впоследствии «горбатая коллекция» ложится в основу постановки легендарного танцовщика Мерса Каннингема Scenario.
Кавакубо, получившая в 1997-м почетное звание доктора лондонского Королевского художественного колледжа близка арт-кругам, занимается графическим дизайном, оформляет интерьеры, ее работы выставляются в ведущих музеях мира. При этом она не любит давать интервью, презирает светскую хронику и полагает, что дизайнер не должен быть селебрити.
1998 год - Эксперименты субтильной японки распространяются не только на платья. Знаменитый парфюм Odeur 53, к примеру, совершенно непохож на обычные ароматы. Понять, чем он пахнет, с первых нот понять невозможно - в состав входят 53 неорганических субстанции, в том числе горелая резина и лак для ногтей. Идея получает развитие в Odeur 71, который, помимо прочего, благоухал факсовым тонером.
2004 год - Впрочем, было бы ошибкой думать, что Кавакубо культивирует лишь откровенные безумства. Дизайнер не чурается и гармоничных парфюмов, и нежных украшений. Другой вопрос, что она во всем акцентирует новаторский подход, и стратегии продаж не исключение. Так, например, в Берлине открывается первый из десяти «партизанских магазинов» Guerilla.
Согласно концепции, эти аскетичные заведения расположены в стороне от обычных торговых кварталов и работают один год. Среди прочего, Guerilla открываются в Рейкъявике, Варшаве, Стокгольме, Афинах, Хельсинки. Однако максимальную популярность у массовой аудитории Кавакубо принес недавний проект с H&M, который расхватали чуть ли не за считанные часы. Из прочих заметных коллабораций трудно забыть сумку о шести ручках для Louis Vuitton и коллекцию Broken Bride («не всякое замужество бывает счастливым...»), к которой приложился шляпных дел мастер Стивен Джонс. На 2008 год оборот независимой компании Кавакубо составляет 180 миллионов долларов.
2009 год - К 40-летнему юбилею Comme des Garcons Кавакубо запускает временную линию Black, которая просуществует восемнадцать месяцев. В нее входят брюки, юбки, плащи, куртки, украшения и прочая роскошь преимущественно черного цвета. Цены - от $70 до $660.
Поговаривают, что это отличный антикризисный ход. Но сама Кавакубо утверждает, что кризис тут не причем: «Рецессия не повлияет на Comme des Garçons так, как она бьет по большим компаниям, у которых одна цель - сделать одежду, которая продается. Экономика никак не связана с творчеством, которое было и остается для меня самым главным. Я всегда шла туда, где еще не была, без оглядки на биржевые графики».
Коллекции Рей отличаются зачастую бесформенностью и излишней деформированностью. Во многом, это обусловлено тем, что дизайнер придерживается правил японской эстетики, где несовершенство считается признаком чего-то живого, настоящего. В результате, Рей создает скорее арт-объекты, которые являются, прежде всего, объектами культурного наследия ее родины и восточного воспитания.
Даже создавая ароматы, Рей старается нарушить привычные законы создания и восприятия аромата. Например, в 1998 году “Odeur 53 by Comme des Garcons” отличался полным отсутствием традиционной структуры, то есть наличием начальных, серединных и конечных нот. В его состав входили 53 запаха неорганический материалов: огня песка, кислорода и других. Выпущенный в 2000 году “Odeur 71”, уже состоял из 71 запаха, таких как, например, запах факсового тонера и чернил.
Главное отличие работы этого мастера, заключается в новизне каждой коллекции. Автор как будто каждый раз заново рождается и познает мир.
Модели Рей Кавакубо являются частью коллекции Лондонского музея современного искусства.
Сегодня, Рей Кавакубо является единственным владельцем “Comme des Garcons” и официальным лицом компании. Она также регулирует основные направления ее деятельности.
↑ свернуть